http://ruslo.cz/index.php/nauka/item/77 ... obeditelya
...есть одно обстоятельство, о котором очень не любят упоминать российские политики и журналисты. Зловещая ирония истории в том, что путинская Россия, провозглашая себя главным победителем фашизма, сама сползает в фашистский омут и ищет союзников за рубежом среди крайне правых и неонацистских партий и движений.
«Фашизация» России
После краха СССР эти взгляды, дополненные версией о том, что распад СССР был результатом предательства Горбачева и либерального крыла в КПСС, широко распространились в российском обществе и стали в 1990-е гг. интеллектуальной основой антиельцинской оппозиции. Объяснение распада Советского Союза интригами внешних сил и изменой в высшем руководстве, естественно, намного комфортнее для бывшей советской номенклатуры, чем признание неустранимых пороков советской системы. Кроме того, эта версия позволяла обосновать неизбежность противостояния с Западом и, соответственно, особую роль вооруженных сил, госбезопасности, военной промышленности и пропагандистских структур, предназначенных для противоборства с Европой и особенно США.
В начале 1990-х гг. в России начали публиковать недоступную ранее литературу, в частности книги Ивана Ильина и другие эмигрантские издания фашистского толка, нашедшие своего читателя как в массах, так и в руководстве страны. Их идеи давали простые, понятные этому читателю ответы на вопросы об исторической судьбе России. Это стало одной из предпосылок возникновения в 1990-х гг. множества групп и организаций неочерносотенного и неофашистского толка.
Некоторые из них быстро стали известными и превратились в заметный фактор политической жизни, как, например, ЛДПР Жириновского. Она была создана ЦК КПСС и КГБ и изначально являлась «пятой колонной» в оппозиционном движении. Успех ЛДПР объяснялся способностью ее лидера улавливать настроения масс и люмпенизированной части интеллигенции, шокированных стремительными и глубокими социальными переменами. Видное место заняла Национал-большевистская партия во главе с второразрядным, но крайне амбициозным писателем Лимоновым. В середине 2000-х гг. был воссоздан Союз русского народа, первым лидером которого стал в прошлом один из руководителей Министерства обороны генерал-лейтенант Леонид Ивашов. Серьезную опасность представляли неофашистские организации, объединявшие отставных и действующих военных, например, Союз советских офицеров, возглавлявшийся Станиславом Тереховым, активно участвовавший в «красно-коричневом» мятеже осенью 1993 года.
Широкую известность в этих кругах приобрел Александр Дугин, претендующий на роль ведущего идеолога русского фашистского движения. Его тексты подчас дословно повторяют бредовые писания нацистских пропагандистов, мечтавших о мировом господстве арийской расы. Нордическая арийская раса, писал, например, Дугин, «в сущности, определяется не столько биологией, сколько той метафизической миссией, отражением которой во плоти является сама ее биология. Арийская раса Субъекта — это раса нордических воинов-священников. <…> Арийская раса состоит из сыновей Аполлона, световых людей, ангелов во плоти»6.
Размышления Дугина о «метафизической миссии» арийской расы оказались востребованными российским генералитетом. В 1992 году он начал читать лекции в Военной академии Генштаба. По словам Дугина, с пригласившими его на эту работу генералами он «познакомился в ходе патриотической деятельности». «Все были растеряны и искали новую основу для борьбы против того, что осознавалось как высшее зло — западнические реформы. Тогда же завязались мои контакты с высшими кругами военных»7. Возможно, обитатели российского Генерального штаба и видели себя в роли «сыновей Аполлона» или мужественных «нордических воинов-священников», но, скорее, они нашли в полубезумных писаниях идеолога русского фашизма аргументы против демократических реформ, глубоко противных российскому военному истеблишменту.
Хотя неофашистские организации действовали на протяжении всего постсоветского периода, формирование в России фашистского режима началось с возвращения Путина в Кремль в 2012 году и резко усилилось после вторжения в Украину. «К середине 2014 года Путин стал подлинным массовым лидером, причем именно фашистского образца. <…> Режим личной власти Путина, опирающийся на коррумпированную чиновничью олигархию, имеет многие черты фашистской диктатуры», — писал известный российский социолог Игорь Эйдман8.
Внешнеполитическая доктрина путинского режима, идея Русского мира и «разделенной русской нации» и ее воплощение — аннексия Крыма и попытка создания Новороссии, фактический аншлюс Абхазии и Южной Осетии — были почти дословно заимствованы у Национал-большевистской партии, в программе которой говорилось: «НБП требует воссоединения с Россией территорий сопредельных государств, где русские составляют большинство населения. НБП также требует защиты прав русских в других государствах любыми средствами, которые для этого потребуются. <…> НБП выступает за воссоединение Белоруссии и России. Следующим нашим шагом станет присоединение северного Казахстана, восточной и южной Украины с Крымом, Приднестровья, Южной Осетии, Абхазии, русских районов бывшего СССР. <…> Глобальная цель национал-большевиков — создание великой евразийской сверхдержавы. Главными внешнеполитическими врагами национал-большевизма являются США и страны НАТО»9. В свою очередь, лимоновцы, не мудрствуя лукаво, переписали эти тезисы у гитлеровских теоретиков и дипломатов, заменив немцев на русских, Австрию на Белоруссию и Украину, а Судеты на северный Казахстан.
Бросается в глаза разительное сходство между фашистским культом традиции и характерным для современной России утверждением в массовом сознании «духовных скреп» на основе «традиционных православных ценностей». В стране установлена персоналистская диктатура Путина, опирающаяся на поддержку 80—85 % населения. В государственной пропаганде особую роль играет тезис о «единстве народа», утверждающий превосходство этнического фактора (принадлежности к русской нации) над социальными различиями.
Нарастание националистических, праворадикальных настроений в массовом сознании и востребованность соответствующих концепций правящей верхушкой приводят к прогрессирующей фашизации страны. «Нынешнюю социально-политическую ситуацию в России можно охарактеризовать как „профашистскую“ <…> Эти явления стали обнаруживать себя в последние годы <…> Угроза фашизма в стране, где потерпел поражение социализм, дважды совершился не только экономический и социальный, но и идеологический переворот, становится реальностью. Особую опасность в России представляет то, что начала фашизма отмечаются в конструкции правящей элиты — политическом корпоративизме — и в распыленности профашистских настроений в различных социальных группах, движениях и организациях»10.