Страница 1 из 4

Классификация актуальной ВВС

Добавлено: Вс фев 11, 2024 8:18 pm
geek7
Disclaimer(отмазка) специалистом в этой области Я точно не являюсь и даже на энтузиаста-любителя не тяну. Тема мне интересна и при случае посещаю разные аэрокосмические музеи, облазил 3 авианосца и смотрю разных блогеров типа Millennium 7,Perun , Megaprojects, SkyShips, hackmyth итп. Некоторые из них профессионально занимаются исследованиями в военной авиации, историей авиации или как Perun скорее про военную логистику и экономику.
Т.е. кое-чего нахватался, но цель сего опуса скорее не поделиться этим, а прояснить насколько превратная у меня сложилась картинка.

В истории военной авиации возможности существенно менялись и соответственно менялись роли и поколения. Сначала функции были преимущественно разведки - пытались стрелять в коллег из чего попало включая короткоствол, при случае сбрасывали флешеты да гранаты , но за таким исключением из правила как Илья Муромец использовать специализированные на конкретной роли самолёты стали когда появились соответствующие технические возможности. Основной фактор продвигающий развитие на уровень нового поколения и часто новые роли - двигатели. Пока не появилось соответствующего двигателя пикирующие бомбардировщики были невозможны, реактивная авиация сменила поколение для большинства ролей (за несколькими исключениями типа палубных ДРЛО) итп. Второй по значимости - сенсоры и оружие. Ещё в ВМВ к глазам пилота добавился радиолокатор, правда сначала на бомбардировщики и попасть помогал в город или край промышленный район… но лиха беда начало. Всё в ту-же ВМВ были первые планирующие управляемые бомбы (с поражением корабля на счету) и первые зенитные ракеты … ну и станции дальнего обнаружения и локаторы целеуказания применимые для ПВО. Далее всё это шустро развивалось. Если перехватчики ПВО в ВМВ обдирали от брони и даже краски и прочими способами боролись за вес чтобы они смогли допрыгнуть до высотных бомбардировщиков, то с развитием зенитных ракет потолок хоть и не потерял совсем значение, но скорость и способность нести большие ракеты + мощный радар родили такие спецефические самолёты как Миг-31и совсем экзотический English Electric Lightning выглядевший как беременный миг-21 с движками в виде вертикалки-2хстволки
Изображение

и очень оригинальной формой крыла
Изображение

При этом на 11Км поднимался меньше 3х минут и летал на сверхзвуке без форсажа (считается требованием для 5-го поколения) встав на вооружение в 1960м.
Стратегические бомбардировщики остались у считанных стран и переквалифицировались в missile trucks (опять же со своим исключением - стелс бомберов у США).

Сейчас идут поиски и разработка вариантов того, что станет 6м поколением.. но из консенсуса пока только, что рядом с пилотируемым будут летать loyal wingman… но вот конкретики типа будет ли пилотируемый ближе к Б-21 или наоборот гиперзвуковой, будет ли приоритетом повышенная дальность или движки с изменяемым bypass ratio позволят “и рыбку..”. Короче, смысл имеет говорить о том, что сейчас производится или производилось раньше серийно .. т.е. 4+ поколении и аж 3х представителях 5го.

Роль
- превосходство в воздухе: тут теоретически могут претендовать и старички из 4++, но это только против оппонентов у которых нет 5-го. Т.е. даже многоцелевой Ф-35 имеет решающее преимущество перед 4м. Пока США оставались монополистом с Ф-22 была куча икспердов утверждавших, что всё это чисто хайп и хвалёный найтхавк сбили древним ПВО, но зачем то упорно разрабатывали свои J-20 и Су-57 и (кто может) их спешно производят. 4++ конечно не совсем бесполезны и инфракрасные детекторы сильно продвинулись позволяя нивелировать радиолокационную малозаметность, но это до 30км и 5-поколение разрабатывалось с целью снизить заметность также и в ИК диапазоне. Так что 4++ хороши в других ролях:
- missile trucks для air-to-air ракет - будучи дешевле в эксплуатации и не преследуя цели нести ракеты внутри, их можно использовать для и большего количества ракет и больших ракет (Р-37 это больше полтонны, как старинная AIM-54 Phoenix, а разрабатываемая КС-172 вообще 750Кг). Т.е. могут получить целеуказание от 5го поколения летящих впереди или от 6го с его сенсорами и сенсорами loyal wingman и имеют достаточно маневренности с энерговоружением, чтоб самим выжить в ближнем тылу.
- патрулирование. Тут даже Миг-21 ещё летают, хотя планируется таки отправить на покой в этом году.
- многоцелевые: Ф-35 и те из 4++ которых оснастили. Тут стоит сказать о концепции и подготовке пилотов - если на западе предпочитают универсальность + большую автономию, то РФ и Китай пилотам даёт меньше свободы и специализируя на конкретной роли существенно экономят (в часах подготовки и ресурсах самолётов)
- ДРЛО: вроде обсуждаются концепты распределенных сенсоров и координацию с 6го поколения, но на данный момент их таки производят… хотя и преимущественно палубные. Таки Е-3 понаделали 68, а заменять на Е-3 собираются только 15. В общем пока(?) актуальны.
- морское патрулирование: США делают посейдоны, Японцы кавасаки и Китайцы свои продолжают
- грузовые: на первый взгляд можно и просто гражданские использовать, но тут явно не всё так просто и их несколько сегментов которые играют важные роли.
- заправщики: подольше подержать в воздухе\увеличить дальность по прежнему актуально… тут только появились как новый подкласс - палубные дроны.
- стратегические бомбардировщики. Древние B-52,Ту-95,... по прежнему актуальны, хотя вместо бомб теперь везут крылатые ракеты. У США правда есть концепт rapid dragon- типа не обязательны специализированные бомберы, ракеты можно из грузовых выбрасывать ящиками с парашютами, а уж в воздухе они повыпадают и сами разберуться куда лететь.

- штурмовики: вроде бы уходящая ниша… однако с А-10 всё никак не расстанутся и Су-25 всё летают.
- перехватчики: Миг-31 пожалуй единственный оставшийся чисто в этой роли… всякие Ф-15\18\16 таки переквалифицировались в многоцелевые.

У США есть экзотика - Б-2 и уже пошли Б-21 (что эта экзотика актуальна косвенно свидетельствуют разработки китайцев и РФ)


Итого:
Пока лидирует по всем категориям США (хотя есть вопросы по ракетам большой дальности - продолжение фениксов они зарубили и есть ли аналог метеору - вопрос)
Китайцы догоняют по количеству и качеству. К тому насколько малозаметен J-20 есть вопросы, но его таки производят и всё быстрее + размеры позволяют засунуть внутрь большие ракеты и PL-21 может как-то компенсировать недостатки (пока не появится Ф-35 с метеором и\или AIM-260итп. Кроме того аспект прокладки между штурвалом и креслом они тоже осознали и начинают увеличивать часы + проводить учения по типу Red Flag США. В общем это 2я (после ВМФ) область где они шустро прогрессируют.
У стран ЕС и Бритов есть важные локальные достижения - тот-же метеор или грипен с фантастически низкой стоимостью эксплуатации и неприхотливостью, но сумеют ли они допилить сами или с корейцами\японцами какой-нибудь проект 6-го поколения - вопрос.

Re: Классификация актуальной ВВС

Добавлено: Пн фев 12, 2024 4:26 am
Mad Hatter
А разве дроны не показали, что они откусили приличный кусок "воздуха"?
Летают далеко, бомбы несут, сбить сложно. Против роя дронов бороться почти невозможно.

Re: Классификация актуальной ВВС

Добавлено: Пн фев 12, 2024 7:12 am
geek7
Mad Hatter писал(а): Пн фев 12, 2024 4:26 am А разве дроны не показали, что они откусили приличный кусок "воздуха"?
Летают далеко, бомбы несут, сбить сложно. Против роя дронов бороться почти невозможно.
Не стал затрагивать тему, т.к. сложно провести границу с технической т.з. - где ещё ВВС, а где оружие пехоты.. а с административной - вон в ВСУ отдельный род войск создают. Большие дроны, которые преимущественно HALE типа глобал хавка сбить не особенно сложно, они спецефичная ниша в роли "- патрулирование" - что-то среднее между ДОЛО и теми самолётами, что должны низколетящие\наземные цели засекать. Тотже глобал хавк стоит 140- 200 миллионов летает на 22-25 тыс. километров с потолком 16км и у США их 30 штук.. примерно как U-2 или E-3 только U-2 летает до 9тыс.Км и наблюдать не сутки мог, а часа 3. Т.е. при стоимости как ДРЛО E-3 он может выполнять функции от U-2 до где-то пересекаясь с E-3 но не подвергая экипаж риску и неудобствам.
MQ-9 - стоит 30 миллионов и хорош для патрулирования местности с бармалеями вооружёнными только пзрк. В принципе для афгана пользовались даже поршневыми пилотируемыми - стоимость эксплуатации несравнима с реактивными ф-15\16 А-10, а задачи выполняет. Но для сопоставимого противника сценарии когда будет иметь смысл применять редки, потому это скорее "полицейские" силы .

Re: Классификация актуальной ВВС

Добавлено: Пн фев 12, 2024 7:34 am
IL1
И ВМФ и авиация в нынешнем виде годятся только для локальных войн с плохо вооруженными противниками. Они собственно и создавались для этого. Страны с населением и вооруженными силами от Афганистана и больше слишком велики для ВС США и войны с ними невозможны -- ни с авиацией ни без. Стратегия США -- поддержка локальных лояльных режимов на глобальном театре и проекция силы глобально, включая Европу и Азию. Ни авиация ни флот США не способны к противостоянию с серьёзными противниками да и не создавались для этого.

Re: Классификация актуальной ВВС

Добавлено: Пн фев 12, 2024 7:48 am
Mad Hatter
Ну не скажи, по идее авианосная ударная группа, с той же авиацией - очень серьёзный противник.

Re: Классификация актуальной ВВС

Добавлено: Пн фев 12, 2024 8:08 am
Bobeg
США тудей - посмешище всего мира. И в военном смысле в том числе.
Мы боимся пупу, мы боимся ирана, мы боимся судана, мы боимся афганистана, мы боимся этой феилд африканской страны которая грабит корованы. Мы боимся мкксиканских картелей и ублажвем их как можем. Но зато у нас в армии и в жизни трансам пачот.

Re: Классификация актуальной ВВС

Добавлено: Пн фев 12, 2024 8:09 am
Bobeg
Учитывая это все, врядли нас испугаеца китайская компартия.

Компартия прикажет авианосную группу на металлолом сдать чтоб не ухудшать климат, и все, не будет авианосной группы.

Re: Классификация актуальной ВВС

Добавлено: Пн фев 12, 2024 8:13 am
IL1
Mad Hatter писал(а): Пн фев 12, 2024 7:48 am Ну не скажи, по идее авианосная ударная группа, с той же авиацией - очень серьёзный противник.
Для кого? У них нет никаких шансов даже с хуситами. Побомбят, деньги кончатся, уедут обратно.

Re: Классификация актуальной ВВС

Добавлено: Пн фев 12, 2024 8:57 am
IL1
Ну и ещё ТС на раздумье: почему Путину всегда было пох на всю авиацию всех потенциальных противников, но он всегда бился с любыми инициативами противоракетной обороны и вооружений в космосе?

Re: Классификация актуальной ВВС

Добавлено: Пн фев 12, 2024 9:02 am
Mad Hatter
Так ясен пень почему

Re: Классификация актуальной ВВС

Добавлено: Пн фев 12, 2024 9:23 am
Cub
Полагаю,что мне повезло в военной жизни.Тем,что довелось в стенах ВВА им.Гагарина, слушать лекции весьма авторитетных,в своё время,преподавателей по тактике примения ВВС, историков военной авиации и разработчиков специальной техники.
Довольно много с точки зрения познаний в современной военной авиации даёт специальная литература и периодика
В частности рекомендую к ознакомлению,например журналы "Air Forces monthly","Combat aircraft"Изображение
и т д.

Уважаемый geek7 привёл интересный вариант классификации ВВС. Наверное такой подход,очевидно спорный.
Но,так видят концепцию развития современной авиации многие авторы,особенно интернетных блогов на эту тему.
Классификация ВВС,та,что существовала с 50-х годов,почти по н/вр,по сути уже не применяется. Деление авиации на разведовательную, истребительную,истребительно-бомбардировочную,штурмовую и чисто бомбардировочную уже наверное не актуально.Самолёты,в большинстве своём,проектируются и производятся многофункциональными
Скорее,мы можем рассуждать о типах самолётов,применительно к видам вооружённых сил.Да и то,не в полной мере.
Безусловно,отдельным разделом в ВВС США,можно рассматривать палубную авиацию. Они отличаются как конструктивно,так и по тактике применения.
С исчезающим как вид авиации штурмовиками,в распоряжении фронтовой авиации,не считая беспилотников,можно отнести вертолёты боевой поддержки.
Самолёты военно-транспортной авиации,очень часто,пытаются объединить с гражданскими грузовыми машинами. Полагаю это ошибкой.Доставка грузов для армии и флота,является только частью тех задач,которые возложены на ВТА. Самолёты военно-транспортной авиации,должны иметь аппарели для быстрой погрузки колёсной или гусеничной техники,устройства для десантирования людей и грузов,быть способными садиться на грунтовые и заснеженные полосы и т д.
Отдельной группой можно выделить вспомогательные самолёты и авиацию специального назначения.
Это Самолёты управления,наблюдения,летающие командные пункты,заправщики,патрульные и т д..
Специально оборудованная авиация ВМФ в настоящее время представлена в основном противолодочными самолётами и вертолётами. Ибо противокорабельная авиация,сейчас,преимущественно многофункциональная..Которая может одинаково эффективно применяться как против надводных целей,так и против воздушных и наземных..
Все остальные вопросы,затронутые в теме,как то: "прогрессирование" Китая в ВМФ и авиации,заслуживает отдельного предметного рассмотрения,с точки зрения возможностей и качества обсуждаемого..

Re: Классификация актуальной ВВС

Добавлено: Пн фев 12, 2024 9:58 am
Женя Стоунер
Чтобы понимать, как будет развиваться авиация, и как ее классифицировать, надо иметь представление о будущих конфликтах. Что такое конфликт с равным противником? С конца 70х гг, с возникновения ядерного паритета и доктрины MAD, такая война стала маловероятна напрямую. По крайней мере, так думали. Какая нужна авиация для боев от имени/руками/на территории 3й страны?

Удары ВКС РФ по территории США, или наоборот, мне по прежнему кажутся маловероятными, т.к. за этим последует ядерный ответ.

На захват Ирана, или даже того же Йемена, я согласен, военная машина США неспособны, по нескольким причинам. Для начала, для этого нужны методы, применявшиеся от начала истории вплоть до 2й половины 20в. На такие методы нет ни политической воли, ни даже, мне кажется, солдаты не способны. Деревня Сонгми, это одно дело, а в каждом населенном пункте устраивать резню - не согласится никто.

Для эффективного же противостояния иранам, йеменам, и т.п. армия не нужна вовсе. Надо выбросить из США определенные группы мигрантов, и задачи решены на 90%.

Re: Классификация актуальной ВВС

Добавлено: Пн фев 12, 2024 10:18 am
Bobeg
Женя Стоунер писал(а): Пн фев 12, 2024 9:58 am Чтобы понимать, как будет развиваться авиация, и как ее классифицировать, надо иметь представление о будущих конфликтах. Что такое конфликт с равным противником? С конца 70х гг, с возникновения ядерного паритета и доктрины MAD, такая война стала маловероятна напрямую. По крайней мере, так думали. Какая нужна авиация для боев от имени/руками/на территории 3й страны?

Удары ВКС РФ по территории США, или наоборот, мне по прежнему кажутся маловероятными, т.к. за этим последует ядерный ответ.

На захват Ирана, или даже того же Йемена, я согласен, военная машина США неспособны, по нескольким причинам. Для начала, для этого нужны методы, применявшиеся от начала истории вплоть до 2й половины 20в. На такие методы нет ни политической воли, ни даже, мне кажется, солдаты не способны. Деревня Сонгми, это одно дело, а в каждом населенном пункте устраивать резню - не согласится никто.

Для эффективного же противостояния иранам, йеменам, и т.п. армия не нужна вовсе. Надо выбросить из США определенные группы мигрантов, и задачи решены на 90%.
Памоему они тоже так думают. И задумали выбросить из сша всех нас вместе с американцами заодно.
Авиацыя шмавиацыя.

Re: Классификация актуальной ВВС

Добавлено: Пн фев 12, 2024 10:20 am
Bobeg
Масс. убыйцы нищастных палистинских дитей (ц) исключить израиль из оон! Иран - главный по правам чиловека!
Ну все верно. Большая часть мира (мусульмане) считает что человек это мужык-муслим. А там тетки лгбтшники и прочие дьяволопоклонники и неверные - это однозначно не люди ваще.

Re: Классификация актуальной ВВС

Добавлено: Пн фев 12, 2024 10:28 am
WebFunk
Mad Hatter писал(а): Пн фев 12, 2024 4:26 am А разве дроны не показали, что они откусили приличный кусок "воздуха"?
Дроны существуют уже давно, под названием "крылатые ракеты". Просто сейчас они сильно удешевились.

Re: Классификация актуальной ВВС

Добавлено: Пн фев 12, 2024 10:38 am
Mad Hatter
WebFunk писал(а): Пн фев 12, 2024 10:28 am
Mad Hatter писал(а): Пн фев 12, 2024 4:26 am А разве дроны не показали, что они откусили приличный кусок "воздуха"?
Дроны существуют уже давно, под названием "крылатые ракеты". Просто сейчас они сильно удешевились.
Разная "весовая категория"

Re: Классификация актуальной ВВС

Добавлено: Пн фев 12, 2024 10:53 am
IL1
Женя Стоунер писал(а): Пн фев 12, 2024 9:58 am
На захват Ирана, или даже того же Йемена, я согласен, военная машина США неспособны,
Как, собственно, и на всё остальное. Единственная задача -- сдерживание. Всё это работало до позапрошлого года, а теперь неясно что делать вообще и чем будет заниматься авиация в частности если вдруг что приключится.

Развитие авиации в сторону многофункциональности происходит неспроста -- так как цели авиации в конфликтах будущего совершенно неясны, неясно и какие самолёты понадобятся. Всё более похоже на то, что не понадобятся вообще за исключением может быть транспортировки.

Re: Классификация актуальной ВВС

Добавлено: Пн фев 12, 2024 11:01 am
IL1
Добавлю, кстати, что танковые войска вымрут вместе с авиацией и флотом. Любая дорогостоящая цель может быть очень эффективно уничтожена дешевенькими дронами, ну нет смысла поддерживать этот металлолом. Скайнет с дронами и ракетами -- будущее человечества.

Re: Классификация актуальной ВВС

Добавлено: Пн фев 12, 2024 11:54 am
self
IL1 писал(а): Пн фев 12, 2024 11:01 am Добавлю, кстати, что танковые войска вымрут вместе с авиацией и флотом. Любая дорогостоящая цель может быть очень эффективно уничтожена дешевенькими дронами, ну нет смысла поддерживать этот металлолом. Скайнет с дронами и ракетами -- будущее человечества.

Re: Классификация актуальной ВВС

Добавлено: Пн фев 12, 2024 12:00 pm
IL1
self писал(а): Пн фев 12, 2024 11:54 am ...
Ну да, дроны гоняются за дронами под руководством скайнета, всё к тому идёт. Из плюсов -- можно серьёзно сьэкономить на всём громоздком вооружении.